Из всех существующих современных форм религиозных объединений, сообществ, такая форма является близкой, схожей по духовной и административной сути ОСМП:
Орден Святого Мистического Причастия, являясь христианской экуменической организацией,
не имеет какого либо принципиально иного принципа вероисповедания, кроме исторически сложившегося,
хотя в нём и присутствуют некоторые особые акценты на определённые части учения Иисуса Христа
Основой религиозной формы вероисповедания ОСМП,
является духовное совмещение христианской католической и христианской православной, общехристианской, кафолической веры,
существовавшей исторически с момента основания её Иисусом Христом, и до момента возникновения схизм, в том числе, Великой Схизмы 1054 г. и разделения Римской, западной и Византийской, восточной церквей. В том числе, и до образования протестантского раскола.
В то же время, Орден формально не подчинён к юрисдикции вышеупомянутых религиозный конфессий, хотя и не исключает для себя в будущем, при определённых духовных обстоятельствах, такую возможность.
Для данной религиозной формы, как в историческом аспекте, так и в современном, находятся схожие аналоги только в виде духовных католических орденов, включающие в себя следующие обстоятельства:
Духовные ордена в католичестве — сообщества монашествующих, члены которых исповедуют одну и ту же католическую веру, но, несмотря на это, имеют и соблюдают свой конкретный, только принадлежащий их ордену, устав.
Наличие у каждого ордена своего устава, позволяет производить деление монахов по избранному ими способу служения, делая акцент на определённом духовном принципе, профильности занятий.
Человек, прежде чем вступить в какой-либо орден, готовится к деятельности, которой этот орден занимается, чтобы делать ее качественно. Профили у орденов разные – миссионерство, работа с молодежью (салезианцы), служение больным (камиллианцы), аскеза и молитва (трапписты)...
Монашество и духовные ордена, возникли в 3 веке в связи с обмирщением христианской жизни. Это был своеобразный протест и желание посвятить свою жизнь бескомпромиссно, истинным духовным принципам.
Францисканский орден - первый орден, не взявший на себя правил оседлости монахов (постоянного местопребывания) ради проповеднической деятельности. Братьям предписывалась постоянная проповедь, словом и примером.
Около 1221 г.Св. Франциск дал начало cекулярному ордену (терциариям), (третьему ордену), предназначенному для людей, живущих в миру. Новый образ жизни не требовал оставления привычной среды, отказа от брака и ухода с работы. Третьи ордена предназначены для людей, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью данного ордена, но не покидать мир.
Устав мирян-терциариев утверждён Святым Престолом для восьми католических орденов:
Францисканцы (1289 год),
Доминиканцы (1406 год),
Августинцы (1409 год),
Сервиты (1425 год),
Кармелиты (1452 год),
Минимы (1508 год),
Тринитарии,
Премонстранты (1751 год).
В апостольском обращении папы Иоанна Павла II Vita consecrata (1996 год) подчёркивается, что терциарии призваны распространять духовность ордена за пределами самого монашеского института и способствовать сотрудничеству мирян и монахов в осуществлении христианской миссии.
Наиболее известны и многочисленны Третьи ордена у францисканцев, доминиканцев и кармелитов.
Терциарии соблюдают специальный устав, в основе которого лежит духовность соответствующего ордена, но адаптированный для жизни в миру. Носят орденскую одежду.
Так же, отличительной особенностью духовных орденов, в том числе и третьих, Терциарийных – адаптированных для жизни и служения в миру, является то, что ордена не подчиняются обычной церковной юрисдикции. Духовные ордена, через руководителей орденов – генеральных предстоящих (генералов ордена), напрямую подчиняются только непосредственно Папе.